Понедельник
19.04.2021
15:36
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Условия по организации питания обучающихся:
Всего ответов: 292
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...
МДОБУ д/с № 19 "Мишутка"

Опыт работы по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

Скачать полный вариант 

(Сокращено)

Несмотря на то, что системы дошкольного образования и начального школьного образования в последнее время претерпевают сильные изменения, постепенно меняются и отношение к будущему первокласснику и  само понимание термина «школьная готовность», проблема готовности ребенка к школьному обучению, а теперь – проблема формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, остается актуальной до сих пор. Я, как педагог-психолог, работающий с детьми дошкольного возраста, не могу оставаться безучастной к решению этой проблемы.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возникает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Не каждый ребенок способен справиться и быстро адаптироваться к изменениям в его жизни. Именно поэтому одним из важных направлений моей работы стала работа с воспитанниками подготовительных групп по подготовке к новому этапу их жизни – школьному обучению. Нет, речь не идет о той подготовке к школе, которой еще совсем недавно занимались дошкольные учреждения. Но и абсолютно отрицать необходимость данной работы с детьми подготовительных групп будет тоже неправильно. В детской психологии есть термин «школьная зрелость», который включает в себя множество параметров, и без достижения которой ребенку сложно будет адаптироваться к новым условиям. Федеральные государственные стандарты, перечисляя целевые ориентиры, говорят о том, что они должны привести к формированию у детей предпосылок учебной деятельности.

Поэтому, цель данного направления моей деятельности: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста и его семьи, направленное на формирование предпосылок учебной деятельности, которые включают в себя познавательную, мотивационную, коммуникативную и социальную компетенции.

Главная задачаобеспечить безболезненный переход к школьному обучению.

А именно:

1. развивать комплекс показателей функционального развития: организация зрительного и слухового восприятия, развитие зрительно-моторной координации, внимания, мышления, памяти, речи;

2.   формировать устойчивый интерес к познанию нового;

3. развивать коммуникативные навыки;

4.   развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, учить понимать эмоциональное состояние собственное и окружающих людей, формировать навыки самоконтроля;

5.   оказывать помощь родителям  в создании условий для благоприятной адаптации к школьному обучению и осознании необходимости данного процесса.

Ведущей идеей стало мнение Леонида Абрамовича Венгера«Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему научиться», что в полной мере соответствует государственным стандартам.

В своей деятельности опираюсь на исследования психологов Льва Семёновича Выготского, Александра Владимировича Запорожца и Даниила Борисовича Эльконина, которые боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

«Подготовка к школе» последовательный  и многогранный процесс воздействия на ребенка. Свою работу строю поэтапно:

1 этап– диагностический;

2 этапконсультативный;

3 этап – коррекционно-развивающий;

4 этап – контрольный.

1этап:  Диагностический

Цель работы: выявление уровня готовности к школьному обучению воспитанников подготовительных групп.

Для диагностики использую следующие методики (перечислены в полном варианте)

Полученные результаты позволяют мне увидеть «слабые» и «сильные» стороны воспитанников и скорректировать дальнейшую работу. На этом этапе определяю детей, имеющих высокий уровень интеллектуальных способностей и воспитанников, нуждающихся в индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Диагностика позволяет увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», наметить  предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения и дальнейшего развития способностей одаренных детей.

2 этап работы проходит по итогам диагностики и включает в себя:

- консультирование родителей;

- консультирование педагогов.

Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления  на родительских собраниях,  анкетирования, индивидуального консультирования,  семинаров-практикумов, тренингов, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.

3 этап ведется по трем направлениям: индивидуальная работа с одаренными детьми; индивидуальная работа с детьми, имеющими некоторые проблемы в развитии; групповые  коррекционно-развивающие занятия.

Смысл данных занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие воспитанников, совершенствуя их психические процессы, эмоционально-волевую, когнитивную, социальную сферы, т. е., те функции и личные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребёнком, в будущем, учебной программы. Развивающие занятия для детей с повышенными интеллектуальными возможностями - большая вероятность участия в городском конкурсе «Умники и умницы».

В групповой коррекционно-развивающей работе отдаю предпочтение старой проверенной форме -занятиям, так как они помогают детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, что Д.Б. Эльконин называл «важными предпосылками учебной деятельности».Однако не забываю, что это еще дошкольники, поэтому все занятия носят игровой характер, на что ребята реагируют положительными эмоциями, делаю деятельность разнообразной, так как однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижает активность.

Основные методы, применяемые на занятиях:  элементы сказкотерапии с импровизацией, элементы аутотренинга,метод формирующего обучения, кинестетический метод, психогимнастика, арт-терапевтические методы, метод моделирования.

Особое внимание уделяю развитию когнитивных процессов. При этом стремлюсь не к количеству приобретенных детьми знаний, умений и навыков, а к качеству детского мышления - способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Эти интеллектуальные процессы порождают состояние раздумья, размышления, рассуждения. По мнению Галины Ивановны Щукиной они являются «ядром познавательного интереса», без которого невозможна активная мысль. Считаю немаловажным умения детей действовать согласованно со сверстниками,  проявлять эмпатию, уметь контролировать своё поведение. Поэтому часто включаю упражнения, позволяющие ввести ребенка в мир человеческих эмоций, прожить определенное эмоциональное состояние. Это помогает детям впоследствии быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения.

Занятие строю по следующему алгоритму:

1.                     Вводная часть. Включает в себя приветствие, настраивает на продуктивную групповую деятельность, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение.

2.                     Основная часть. Состоит из нескольких упражнений, развивающих познавательные процессы детей. Все познавательные процессы взаимосвязаны, их трудно отделить, поэтому материал в подобранных упражнениях многозначен, ассоциативен, но обязательно включает задания на развитие памяти (зрительной или вербальной), логического и наглядно-образного мышления, внимания, воображения. Для развития произвольного внимания и памяти использую упражнения: «Запомни и найди», «Что изменилось», «Самый зоркий», «Исчезнувший предмет», «Найди осколок» и т.д. Для развития воображения использую как вербальные, так и изобразительные игры: «Кляксография», «В каком мешке что спрятано», «Дорисуй предмет» и другие.  Рисование поочередно правой, левой и двумя руками, дорисовывание предметов, срисовывание по клеткам позволяют развивать зрительно-моторную координацию. Все упражнения адаптирую к сюжету занятия, стремясь сделать так, чтобы успешные выполнения заданий сделали саму идею занятия логически завершенной.

3.                     Заключительная часть. Включает в себя рефлексию и прощание.

Групповые занятия проводится мною 1 раз в 2 недели в течение всего учебного года, индивидуальные – 1 раз в неделю.

Основная сложность данной работы заключается в отсутствии программ данного направления, поэтому пользуюсь разнообразными пособиями, имеющими развивающий характер. Подбираю задания, адаптирую к возможностям своих воспитанников, объединяю одним игровым сюжетом и, таким образом, составляю занятие. Подготовка к встречам с воспитанниками превращается в творческий поиск и созидание из крупиц.

Так и получилось практическое пособие, включающее 16 занятий для детей подготовительной группы, которое я составила и которым пользуюсь 2 года.

В конце учебного года приступаю к завершающему, 4 этапу работы.

4 этап Итоговый этап. (в полном варианте)