Опыт работы теме:
Всестороннее развитие ребенка
посредством игры
Введение
Игра… Несерьезное детское занятие… Так считала я, когда была начинающим воспитателем. Но мое мнение быстро поменялось, как только я пришла работать в детский сад. Теперь игра для меня целая жизнь: это и эффективный метод воспитания, и увлекательное средство обучения, и конструктивный способ общения. Одним словом, я открыла для себя язык детства, понятный и приятный каждому ребенку – язык игры.
Открытие это состоялось не сразу… и нелегко.
Сначала были трудности: трудности в организации, в донесении до детского понимания учебного материала, в поддержании интереса к занятиям, в разрешении детских конфликтов и т.д.
Наверное, с такими трудностями сталкивается каждый молодой специалист. Но каждый ищет свой путь преодоления их. Кто-то добавляет нотки строгости в звучание своего голоса, кто-то пытается «договориться» со своими воспитанниками, а я, методом проб и ошибок, нашла универсальный способ взаимодействия с малышами. И им оказалась та самая, всем известная, добрая, мудрая и всемогущая ИГРА.
Целью моей деятельности стало: создание условий для всестороннего развития ребенка посредством игры.
Задачи:
- создать эмоционально комфортную обстановку для каждого ребенка;
- приобщать детей к социокультурным нормам, формировать социальные навыки поведения;
- формировать коммуникативную компетентность воспитанников;
- развивать умственные способности, любознательность, интеллектуальную инициативу.
Ведущей идеей стало мнение Натальи Александровны Рау, организатора дошкольного воспитания глухонемых в России: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на малыша».
Актуальность
Тема игры всегда интересовала педагогов и психологов, о ней всегда говорили дошкольники. Но в то же время эта тема сегодня вновь на пике актуальности. Елена Олеговна Смирнова, профессор, доктор психологических наук и один из разработчиков федеральных государственных стандартов дошкольного образования сегодня поднимает проблему игры и права на игру, считая, что «взрослые зачастую только говорят о важности игры, используют этот термин в разных контекстах, при этом право на игру существует лишь на словах».
Александр Асмолов, руководитель группы по разработке ФГОС ДО, поддерживая её, подчеркивает, что«это не пустые слова. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — это тот, кто не доиграл в детстве».
Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, заостряет внимание педагогического сообщества на том, что современное дошкольное образование должно вернуть ребенку игру, упрекая педагогов дошкольников в том, что «последнее время продолжают усиливаться тенденции вытеснения игры из системы дошкольного образования.Игра рассматривается как избыточный элемент, как пустая трата времени».
Таким образом, педагоги, педиатры, правозащитники, психологи и нейрофизиологи вновь доказывают на конкретных фактах и подчеркивают жизненно важную роль игры в развитии ребенка.
Теоретическая база
Вопросами детской игры занимались многие зарубежные и российские педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др. Они рассмотрели своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Психологическое обоснование игры дали И.М. Сеченов и И.П. Павлов. И.П. Павлов назвал это рефлексом «что такое».С. Я. Рубинштейн выделил основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.А.С. Макаренко отмечал, игра имеетважное значение в жизни ребёнка:«каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре».
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стояли М. Монтессори и Ф. Фребель.
Д.В. Менджерицкая выделила требования к дидактическим играм.
Н. Соловьева заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.
Таким образом, тема игры достаточно хорошо изучена, а её эффективность в воспитании и развитии дошкольника давно доказана. Но, тем не менее, данная тема остается одной из самых сложных для педагогов- практиков.
Описание опыта
Игра… Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Ребенка не надо заставлять играть, он всегда готов принять участие в игре.В игре он не будет «отсиживаться» и пережидать скучные для него минуты. Нет! Он будет стремиться быть первым, сделать все самостоятельно. Именно игра – главный мотив деятельности ребенка. Так почему же не взять её в помощники в работе с дошкольниками?
Нужно проявить немного смекалки и хитрости и все воспитательные и образовательные задачи можно решить в привычной и комфортной для ребенка обстановке – в игре. Это позволит избежать конфликтов, обид и недопонимания между взрослым и ребенком.
Итак, в своей работе я использую игру как средство, для решения разных задач:
- Игра – средство умственного развития.
А.С. Макаренко считал: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Но в тоже время именно игра способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Что для ребенка интереснее: слушать умного и всезнающего воспитателя и робеть перед его эрудированностью, или играть вместе и удивлять педагога своей сообразительностью и активностью? Можно просто показать малышам геометрические фигуры и выучить их названия. А можно дать машину с квадратными колесами и разобраться в причине её «поломки». Вот ребенок уже и усвоил признаки геометрических фигур и их названия.
Познавая пространственные отношения, мы играем в «Муху», «Найди гараж», «Поиски клада», «Помоги щенку вернуться домой» и т.д.
Разбираясь, зачем ежу иголки, играем в игру «Убежим от лисы», пробуя на коротеньких ножках маленькими шажочками убежать и делая вывод, что убежать ёж не может, значит, ему нужны другие способы защиты.
Усваивая эталоны величины, размера, мы строим дома, перевозим грузы, подбираем платья куклам и шапочки зверушкам, учитывая длину их ушей.
Расследуя лесные истории, узнаем новые факты из жизни диких животных.
Такие занятия проходят более эмоционально, а значит и материал запоминается легче и прочнее. А еще, играя, мы общаемся. Так вводятся новые термины, снимается некоторая зажатость, а в раскрепощенной обстановке и своё мнение высказать легче, и ошибиться не страшно.
Для меня же важнее даже не учить, а формировать мотивы. Если ребенок захочет сам познать, он спросит одного, другого. И это уже не будет для него скучной информацией, а будет добытой ценностью. Таким образом, я «запускаю» механизм развития, который без моих усилий может вообще не работать.
- Игра – средство нравственного воспитания.
Игра не средство, а высшая школа формирования жизненных навыков. В вопросе нравственного воспитания «царицей» наук является сюжетно-ролевая игра. Именно она учит детей выстраивать взаимоотношения, а в случае ошибок дает жизненные уроки. Ты драчун и не хочешь учитывать интересы товарищей, и вот ты уже за пределами игры. Детский коллектив справедлив и непреклонен, а в его субкультуре заложена огромная воспитательная сила. Хочешь играть – исправляйся, учись договариваться, с уважением относись к товарищам. Здесь мне нужно проявить педагогическую мудрость: в некоторых случаях наблюдать, не вмешиваясь, а в некоторых – помочь усвоить урок, натолкнув на мысль, как можно все исправить.
Сюжетно-ролевая игра позволяет показать привлекательность новичков для коллектива (нужно только понять в какой игре новенький может себя проявить, развить сюжет, внести новшества и заинтересовать ребят).
В игре формируются личностные качества: смелость, честность, скромность, выносливость. Ведь если ты «летчик» или «военный», ты не можешь быть «плохим», следовательно, играя, получаешь «прививку» от хитрости, лживости, зазнайства и трусости.
Даже в обычных дидактических играх я ставлю задачи личностного характера: воспитание воли, умения добиваться задуманного, доводить начатое дело до конца, соблюдать очередь и быть терпимым к товарищам.
- Игра – средство физического развития.
Любая игра сопровождается радостным, бодрым настроением, а радость- залог полноценного физического и психического развития. Во время игры дети выполняют разные движения, которые способствуют лучшему кровообращению, дыханию, противостоят переутомлению и детским ссорам.
Фридрих Фребель сказал: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Недаром даже взрослые пытаются вернуть в свою жизнь игру, используя её в тренингах. Так стоит ли недооценивать её роль в физическом развитии ребенка?
Мы с ребятами с удовольствием играем в подвижные игры: «Бездомный заяц», «Ловишки», «Гуси-лебеди» и др. Многие скажут: «Ну и что? Все играют». Возражу – играют все, но удовольствие от игры получают не многие. А мы это делаем с азартом, с удовольствием. Движения плюс положительные эмоциональные эмоции развивают малышей физически и являются профилактикой психологических перегрузок.
- Игра – средство эстетического воспитания.
Реже всего, употребляя термин «игра», мы связываем его с эстетикой. А я считаю, что и здесь потенциал игры безграничен. Ведь если я строю дом, то хочу, чтобы он был красивым, одевая куклу, стремлюсь к совершенству, а выкладывая мозаику, постигаю азы художественного искусства. Так, мы с ребятами учимся видеть красоту симметрии и креативность асимметрии, формируем понятия «красиво» и «некрасиво», вырабатывая свой художественный вкус.
Играя в игру «Море волнуется раз…» я предлагаю ребятам показать красивую бабочку, праздничный салют, дерево на ветру и т.д. Такие задания заставляют не только думать, но и стремиться передать в движении красоту и легкость бабочки, великолепие и грандиозность салюта, противостояние либо подчинение ветру.
А сколько возможностей в театрализованной игре… Здесь и костюмы, и декорации, и грация движений и эстетика представления. Уже с детьми младших групп пробуем «создать» свой сценический костюм, выбирая из предложенных материалов то, что более всего ассоциируется с персонажем. В старшем возрасте даю больше свободы в выборе и более непредсказуемый материал для выбора. Например: предлагаю создать свои костюмы с помощью обычных ленточек. В этом случае во «Внучку» перевоплощаемся, завязав бант на голове и украсив шею элегантным бантом, в Мышку – с помощью ленты-хвоста и пояса и т.д. И, оказывается, даже при таком скудном выборе, ребята могут подолгу наряжаться, и главным критерием их костюма является красота.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Я считаю это абсолютно правильным. И мой опыт это подтверждает следующими результатами:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в группе достигло:
В подготовительной группе (2014 год) мои воспитанники могли излагать свои мысли понятно для окружающих, отстаивать свою точку зрения и содержательно рассказывать об интересных фактах.
Воспитанники 2-ой младшей группы (2015 год) показали результаты несколько ниже, но, я уверена, у них ещё все впереди.
По разделу программы «Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений» мы добились:
Разный возраст детей – разные возможности, но выпускники умели сообща играть, трудиться, договариваться. Они спокойно ограничивали свои желания, подчинялись требованиям взрослых и выполняли установленные нормы поведения, что говорит о готовности их к обучению в школе.
Раздел программы «Развитие компонентов устной речи» имел следующие результаты:
Уже воспитанники второй младшей группымогут вести диалог с воспитателем, говорить в нормальном темпе и правильно согласовывают прилагательные с существительным. Воспитанники подготовительной группы не имели низких результатов по данному разделу программы.
И, конечно, все наши воспитанники умели играть.
Малыши играют на темы из окружающей жизни, взаимодействуют в сюжетах с другими действующими лицами, исполняют роль за себя и за игрушку, ладят друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Воспитанники подготовительной группы показали высокие результаты по всем видам игр (подвижные, театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые).
Таким образом, опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития. При этом дети инициативны, самостоятельны, улучшились их контакты, как со сверстниками, так и с взрослыми, ребята на выходе в школу обладали навыками решения самых неожиданных ситуаций.