Суббота
21.12.2024
22:29
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Условия для индивидуальной работы с обучающимися.
Всего ответов: 298
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...
МДОАУ д/с № 19 "Мишутка"

Опыт работы теме:

Всестороннее развитие ребенка

посредством игры

Введение

Игра… Несерьезное детское занятие… Так считала я, когда была начинающим воспитателем. Но мое мнение быстро поменялось, как только я пришла работать в детский сад. Теперь игра для меня целая жизнь: это и эффективный метод воспитания, и увлекательное средство обучения, и конструктивный способ общения. Одним словом, я открыла для себя язык детства, понятный и приятный каждому ребенку – язык игры.

Открытие это состоялось не сразу… и нелегко.

Сначала были трудности: трудности в организации, в донесении до детского понимания учебного материала, в поддержании интереса к занятиям, в разрешении детских конфликтов и т.д.

Наверное, с такими трудностями сталкивается каждый молодой специалист. Но каждый ищет свой путь преодоления их. Кто-то добавляет нотки строгости в звучание своего голоса, кто-то пытается «договориться» со своими воспитанниками, а я, методом проб и ошибок, нашла универсальный способ взаимодействия с малышами. И им оказалась та самая, всем известная, добрая, мудрая и всемогущая ИГРА.

Целью моей деятельности стало: создание условий для всестороннего развития ребенка посредством игры.

Задачи:

- создать эмоционально комфортную обстановку для каждого ребенка;

- приобщать детей к социокультурным нормам, формировать социальные навыки поведения;

- формировать коммуникативную компетентность воспитанников;

- развивать умственные способности, любознательность, интеллектуальную инициативу.

Ведущей идеей стало мнение Натальи Александровны Рау, организатора дошкольного воспитания глухонемых в России: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на малыша».

Актуальность

Тема игры всегда интересовала педагогов и психологов, о ней всегда говорили дошкольники. Но в то же время эта тема сегодня вновь на пике актуальности. Елена Олеговна Смирнова, профессор, доктор психологических наук и один из разработчиков федеральных государственных стандартов дошкольного образования сегодня поднимает проблему игры и права на игру, считая, что «взрослые зачастую только говорят о важности игры, используют этот термин в разных контекстах, при этом право на игру существует лишь на словах».

Александр Асмолов, руководитель группы по разработке ФГОС ДО, поддерживая её, подчеркивает, что«это не пустые слова. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — это тот, кто не доиграл в детстве».

Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, заостряет внимание педагогического сообщества на том, что современное дошкольное образование должно вернуть ребенку игру, упрекая педагогов дошкольников в том, что «последнее время продолжают усиливаться тенденции вытеснения игры из системы дошкольного образования.Игра рассматривается как избыточный элемент, как пустая трата времени».

Таким образом, педагоги, педиатры, правозащитники, психологи и нейрофизиологи вновь доказывают на конкретных фактах  и подчеркивают жизненно важную роль игры в развитии ребенка.

Теоретическая база

Вопросами детской игры занимались многие зарубежные и российские педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин   и др. Они рассмотрели своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Психологическое обоснование игры дали И.М. Сеченов и И.П. Павлов. И.П. Павлов назвал это рефлексом «что такое».С. Я. Рубинштейн выделил основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.А.С. Макаренко отмечал, игра имеетважное  значение в жизни ребёнка:«каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре».

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стояли М. Монтессори и Ф. Фребель.

Д.В. Менджерицкая выделила требования к дидактическим играм.

Н. Соловьева заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Таким образом, тема игры достаточно хорошо изучена, а её эффективность в воспитании и развитии дошкольника давно доказана. Но, тем не менее, данная тема остается одной из самых сложных для педагогов- практиков.

Описание опыта

Игра… Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Ребенка не надо заставлять играть, он всегда готов принять участие в игре.В игре он не будет «отсиживаться» и пережидать скучные для него минуты. Нет! Он будет стремиться быть первым, сделать все самостоятельно. Именно игра – главный мотив деятельности ребенка. Так почему же не взять её в помощники в работе с дошкольниками?

Нужно проявить немного смекалки и хитрости и все воспитательные и образовательные задачи можно решить в привычной и комфортной для ребенка обстановке – в игре. Это позволит избежать конфликтов, обид и недопонимания между взрослым и ребенком.

Итак, в своей работе я использую игру как средство, для решения разных задач:

- Игра – средство умственного развития.

А.С. Макаренко считал: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Но в тоже время именно игра способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Что для ребенка интереснее: слушать умного и всезнающего воспитателя и робеть перед его эрудированностью, или играть вместе и удивлять педагога своей сообразительностью и активностью? Можно просто показать малышам геометрические фигуры и выучить их названия. А можно дать машину с квадратными колесами и разобраться в причине её «поломки». Вот ребенок уже и усвоил признаки геометрических фигур и их названия.

Познавая пространственные отношения, мы играем в «Муху», «Найди гараж», «Поиски клада», «Помоги щенку вернуться домой» и т.д.

       Разбираясь, зачем ежу иголки, играем в игру «Убежим от лисы», пробуя на коротеньких ножках маленькими шажочками убежать и делая вывод, что убежать ёж не может, значит, ему нужны другие способы защиты.

Усваивая эталоны величины, размера, мы строим дома, перевозим грузы, подбираем платья куклам и шапочки зверушкам, учитывая длину их ушей.

Расследуя лесные истории, узнаем новые факты из жизни диких животных.

Такие занятия проходят более эмоционально, а значит и материал запоминается легче и прочнее. А еще, играя, мы общаемся. Так вводятся новые термины, снимается некоторая зажатость, а в раскрепощенной обстановке и своё мнение высказать легче, и ошибиться не страшно.

Для меня же важнее даже не учить, а формировать мотивы. Если ребенок захочет сам познать, он спросит одного, другого. И это уже не будет для него скучной информацией, а будет добытой ценностью. Таким образом, я «запускаю» механизм развития, который без моих усилий может вообще не работать.

 - Игра – средство нравственного воспитания.

Игра не средство, а высшая школа формирования жизненных навыков. В вопросе нравственного воспитания «царицей» наук является сюжетно-ролевая игра. Именно она учит детей выстраивать взаимоотношения, а в случае ошибок дает жизненные уроки. Ты драчун и не хочешь учитывать интересы товарищей, и вот ты уже за пределами игры. Детский коллектив справедлив и непреклонен, а в его субкультуре заложена огромная воспитательная сила. Хочешь играть – исправляйся, учись договариваться, с уважением относись к товарищам. Здесь мне нужно проявить педагогическую мудрость: в некоторых случаях наблюдать, не вмешиваясь, а в некоторых – помочь усвоить урок, натолкнув на мысль, как можно все исправить.

Сюжетно-ролевая игра позволяет показать привлекательность новичков для коллектива (нужно только понять в какой игре новенький может себя проявить, развить сюжет, внести новшества и заинтересовать ребят).

В игре  формируются личностные качества: смелость, честность, скромность, выносливость. Ведь если ты «летчик» или «военный», ты не можешь быть «плохим», следовательно, играя, получаешь «прививку» от хитрости, лживости, зазнайства и трусости.

Даже в обычных дидактических играх я ставлю задачи личностного характера: воспитание воли, умения добиваться задуманного, доводить начатое дело до конца, соблюдать очередь и быть терпимым к товарищам.

- Игра – средство физического развития.

Любая игра сопровождается радостным, бодрым настроением, а радость- залог полноценного  физического и психического развития.   Во время игры дети выполняют разные движения, которые  способствуют лучшему кровообращению, дыханию, противостоят переутомлению и детским ссорам.               

 Фридрих Фребель сказал: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Недаром даже взрослые пытаются вернуть в свою жизнь игру, используя её в тренингах. Так стоит ли недооценивать её роль в физическом развитии ребенка?

Мы с ребятами с удовольствием играем в подвижные игры: «Бездомный заяц», «Ловишки», «Гуси-лебеди» и др. Многие скажут: «Ну и что? Все играют». Возражу – играют все, но удовольствие от игры получают не многие. А мы это делаем с азартом, с удовольствием. Движения плюс положительные эмоциональные эмоции развивают малышей физически и являются профилактикой психологических перегрузок.

- Игра – средство эстетического воспитания.

Реже всего, употребляя термин «игра», мы связываем его с эстетикой. А я считаю, что и здесь потенциал игры безграничен. Ведь если я строю дом, то хочу, чтобы он был красивым, одевая куклу, стремлюсь к совершенству, а выкладывая мозаику, постигаю азы художественного искусства. Так, мы с ребятами учимся видеть красоту симметрии и креативность асимметрии, формируем понятия «красиво» и «некрасиво», вырабатывая свой художественный вкус.

Играя в игру «Море волнуется раз…» я предлагаю ребятам показать красивую бабочку, праздничный салют, дерево на ветру и т.д. Такие задания заставляют не только думать, но и стремиться передать в движении красоту и легкость бабочки, великолепие и грандиозность салюта, противостояние либо подчинение ветру.

А сколько возможностей в театрализованной игре… Здесь и костюмы, и декорации, и грация движений и эстетика представления. Уже с детьми младших групп пробуем «создать» свой сценический костюм, выбирая из предложенных материалов то, что более всего ассоциируется с персонажем. В старшем возрасте даю больше свободы в выборе и более непредсказуемый материал для выбора. Например: предлагаю создать свои костюмы с помощью обычных ленточек. В этом случае во «Внучку» перевоплощаемся, завязав бант на голове и украсив шею элегантным бантом, в Мышку – с помощью ленты-хвоста и пояса и т.д. И, оказывается, даже при таком скудном выборе, ребята могут подолгу наряжаться, и главным критерием их костюма является красота.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Я считаю это абсолютно правильным. И мой опыт это подтверждает следующими результатами:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в группе достигло:

В подготовительной группе (2014 год) мои воспитанники могли излагать свои мысли понятно для окружающих, отстаивать свою точку зрения и содержательно рассказывать об интересных фактах.

Воспитанники 2-ой младшей группы (2015 год) показали результаты несколько ниже, но, я уверена, у них ещё все впереди.

По разделу программы «Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений» мы добились:

Разный возраст детей – разные возможности, но выпускники умели сообща играть, трудиться, договариваться. Они спокойно ограничивали свои желания, подчинялись требованиям взрослых и выполняли установленные нормы поведения, что говорит о готовности их к обучению в школе.

Раздел программы «Развитие компонентов устной речи» имел следующие результаты:

Уже воспитанники второй младшей группымогут вести диалог с воспитателем, говорить в нормальном темпе и правильно согласовывают прилагательные с существительным. Воспитанники подготовительной группы не имели низких результатов по данному разделу программы.

И, конечно, все наши воспитанники умели играть.

Малыши играют на темы из окружающей жизни, взаимодействуют в сюжетах с другими действующими лицами, исполняют роль за себя и за игрушку, ладят друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Воспитанники подготовительной группы показали высокие результаты по всем видам игр (подвижные, театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые).

Таким образом, опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития. При этом дети инициативны, самостоятельны, улучшились их контакты, как со сверстниками, так и с взрослыми, ребята на выходе в школу обладали навыками решения самых неожиданных ситуаций.