Среда
24.04.2024
19:12
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Условия для индивидуальной работы с обучающимися.
Всего ответов: 298
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...
МДОАУ д/с № 19 "Мишутка"

Опыт работы по теме:

Развитие творческих способностей детей

                  дошкольного возраста посредством музыки   

 

Как провести малыша по первым тропинкам мира музыки, научить слушать, понимать и чувствовать эту красоту? Как сделать так, чтобы дети с нетерпением ждали встреч со мной, и с радостью бежали на музыкальные занятия?  Как добиться того, чтобы встречи с музыкой стали их душевной потребностью, а не «насаждались» сверху?

Такие вопросы стояли передо мной в начале педагогического пути. Эти же вопросы я задаю себе и сейчас, отработав в дошкольном образовании более 30 лет. Именно эти вопросы не позволяют мне стоять на месте, требуя постоянного совершенства, поиска новых методов и приемов, использования интересных форм и современных технологий.

Сейчас, имея большой опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что решить эти вопросы я смогла, создав на занятиях атмосферу комфортности, свободы и увлеченности.

Что для этого я делаю? Играю и творю вместе с моими малышами, начиная с раннего возраста и во всех видах деятельности. Именно творчество стало секретом успеха моей педагогической деятельности и «волшебным мостом» для малышей в мир музыки.

Развитие творческих способностей дошкольника… В данное время это стало актуальной задачей государственного масштаба. Это объясняется «назревшей социальной необходимостью» в творческих кадрах. Именно от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческого мышления и творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества, потому, что творческие способности не только повышают возможности дальнейшего обучения, но и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. «Обучение творчеству, или вернее обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека» - считал Абрахам Харольд Маслоу.

Осознав значимость творчества для развития малыша, я сформулировала цель своей деятельности: формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

И поставила следующие задачи:

- развивать эмоциональную восприимчивость, отзывчивость, воображение, фантазию, ассоциативное мышление и на основе этого – творческую деятельность дошкольников;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах;

- развивать природную музыкальность детей, формировать интерес к музыке как к искусству;

-  воспитывать художественный вкус.

 

Для решения данных задач стала активно использовать следующие технологии: игровые технологии, технологию пластического интонирования, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, технологию сотрудничества.

Ведущей идеей  педагогической деятельности стало высказывание немецкого композитора Карла Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь».

 

В своей работе опираюсь на научные исследования психолога Бориса Михайловича Теплова, который отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Этой же точки зрения на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец, доказывая в своих исследованиях, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, такой, как музыкальные игры, игры – импровизации, музыкально-ритмические композиции и т.д.

Поскольку одним из условий для развития творческих способностей детей является создание атмосферы комфорта, радости, загадочности, то в работе использую программу «Ладушки» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой, Занятия по данной программе не только развивают музыкальные способности дошкольников, но и создают предпосылки к формированию творческого мышления детей, где дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Также использую  опыт работы Т.А. Тютюнниковой «Экспериментальное музыцирование с дошкольниками» и игры-забавы Е.Д. Макшанцевой.

К процессу подготовки к встрече с воспитанниками всегда подхожу творчески, адаптирую программу к возможностям своих малышей, вношу в неё изменения, где-то немного усложняя, а где-то  - упрощая для полного понимания детьми.

Мой опыт показывает, наиболее успешно развитие творчества дошкольников происходит в игре. Именно в игре я и начинаю формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Например: с детьми раннего возраста, слушая музыку, мы вместе определяем, чья это песенка. Малыши, слушая музыку зайчиков, косолапого мишки, стараются сначала подражать мне и двигаться в соответствии с музыкой, изображая медвежат и зайчиков, а затем, вносят элементы собственного творчества. Сколько радости они испытывают при этом. А через движение и эмоциональное восприятие учатся чувствовать «настроение» музыки.

Ребятам чуть постарше нравится стучать по стульчикам ладошками, изображая тихий и громкий дождик, играть в «Угадалки», определяя звуки окружающего мира: стеклянные, деревянные, шуршащие, металлические. Мы шуршим целлофановыми пакетами, создавая музыку осенних листьев, а помяв в руках бумагу, слушаем музыку снега, который хрустит под ногами.

В старших группах мои воспитанники уже смело самостоятельно дают характеристики услышанной мелодии. Эти характеристики необычные, но абсолютно по-детски честные: «музыка мягонькая, пушистая», «злючая», «колючая», «морозная», «страшиленная», т.е. очень страшная и т.д. Мы подбираем цвет, который подошел бы к прослушанной музыке, рисуем в своем воображении «картины», навеянные музыкальным произведением, изображаем ветер, показывая силу и настроение музыки: это в одном случае может быть легкий, ласковый ветерок, в другом – сильный, злой ураган. Слушая новое музыкальное произведение, я не говорю названия произведения, а прошу детей в процессе слушания музыки самим придумать его. Дети с удовольствием выполняют это задание. А когда они узнают название произведения, то, сколько радости это доставляет тем, кто был близок к истине. Иногда я прошу детей нарисовать дома рисунки, в которых они отображают свои впечатления о прослушанной музыке. И они приносят необычные рисунки, и рассказывают мне, почему они так изобразили музыку. Мне очень приятно слышать, что родители тоже принимали участие в создании рисунков. Некоторые дети с родителями сочиняют стихи о музыке. И это прекрасно! Двигаясь под музыку, ребята придумывают свои движения, чтобы получился свой танец, непохожий на все остальные. Игровая ситуация увлекает детей, дает возможность самостоятельной деятельности, а изменения игровой ситуации (переход от легкой, нежной мелодии к тревожной или более динамичной) позволяют ребенку проявить более сложную, мгновенную и «правильную» на взгляд малыша реакцию, делая его активным слушателеми и творцом собственного танца. После таких занятий некоторые дети просят включить музыку,  похожую на  снежинки, листопад,  медведей, а  некоторые  просят  музыку, называя  её  настроение: тихую, парадную, сверкающую. Значит,  дети  начинают  понимать музыку, постигать её  язык.

Мне очень нравится наблюдать за творческим процессом, в котором малыши проявляют свои таланты. Рассказывая детям о музыкальном произведении, я вижу, как заинтересовано они слушают и осмысливают то, о чем я говорю. Со временем их воображение становится богаче, а образы, возникающие при встрече с музыкой, ярче и эмоциональнее. Такие творческие игры раскрепощают детей, дают возможность пробовать, не боясь ошибиться (они понимают, что это игра, а значит, они не могут сделать что-то неправильно) и раскрывают творческие ресурсы каждого малыша, давая каждому возможность познать «радость творчества».

Да, творчество располагает детей к свободе и открытиям, к оригинальному самовыражению. Однако, Николай Евгеньевич Веракса, исследуя творческое мышление дошкольников, заметил, что постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует развитие мышления. Она может вести к отказу от познавательной активности и пассивному ожиданию помощи от взрослого. Поэтому свою деятельность стараюсь строить так, чтобы дети сами «делали открытия», но, при затруднениях – не теряли интереса и не сомневались в своих способностях. При использовании данных игр с младшими дошкольниками эмоционально описываю ситуацию и показываю свое видение, обогащая опыт детей. При необходимости, оказываю разные виды помощи, учитывая индивидуальные особенности малышей: кому-то достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Со старшими дошкольниками стараюсь ничего не показывать, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей и отмечая их исключительность. Но если вижу растерянность, всегда приду на помощь, «натолкну» на мысль, используя  сравнительные эпитеты, эмоционально окрашенное художественное слово. А получая благодарный взгляд за подсказку – поддержу улыбкой. Понимаю, что важным условием раскрытия творческих способностей детей является атмосфера комфортности, свободы и увлеченности. Это требует от меня особого внимания. Поэтому общение строю таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со мной творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий результат труда.

Считаю, что детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Только в этом случае ребенок активизирует свою музыкальность, используя природные резервы.

Творческие игры использую на каждом занятии, часто придумываю их сама, следуя теме занятия. Работая над новой песней, соединяю текст песни с необходимыми и разнообразными движениями, жестами, мимикой. Благодаря движению рук, дети быстрее запоминают слова песни. Для усиления эмоционального восприятия образа и осознания тех настроений, чувств, которые выражены в произведениях, использую стихи, написанные мною и содержащие в себе определения, помогающие охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки. Мне не составляет труда сочинить детскую песенку, необходимую для утренника и подходящую по сюжету, переложить хорошо знакомую детям сказку на стихи, или написать новую сказку, составить утренник и сделать художественные связки между номерами, придумать новую дыхательную, пальчиковую или артикуляционную гимнастику, которые близки и интересны детям. Эмоционально насыщенные, интересные занятия вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, раскрепощая даже самых застенчивых детей и побуждая их к деятельности. А разнообразные впечатления, телесные ощущения: двигательные, тактильные, зрительные, пространственные, помогают осознать смысловую выразительность музыкального произведения, делая встречи с музыкой незабываемыми и давая следующие, стабильно высокие результаты по разделам программы:

- Движения: 2011 год – 61% - высокий уровень; 2012 год – 61% - высокий уровень; 2013 год – 63% - высокий уровень.

- Чувство ритма: 2011 год - 67% - высокий уровень; 2012 год – 66% - высокий уровень; 2013 год – 69% - высокий уровень.

- Слушание музыки: 74% - высокий уровень; 2012 год – 75% - высокий уровень; 2013 год – 75% - высокий уровень.

- Пение: 72% - высокий уровень; 2012 год – 71% - высокий уровень; 2013 год – 73% - высокий уровень.

Считаю самым большим достижением желание всех детей ходить на музыкальные занятия. Эмоционально комфортное состояние на занятиях наблюдается у 100% воспитанников.

Дети старшего возраста с удовольствием придумывают движения для обыгрывания песен, без затруднений придумывают сюжет к музыкальному произведению, стремятся передать в движении характер музыкального произведения.

Диагностика развития творческих способностей воспитанников показывает: 77 % детей с удовольствием выполняют творческие задания, проявляя самостоятельность и индивидуальность в творчестве. И только 23% детей испытывают некоторые затруднения или подражают в выполнении заданий сверстникам. (2011 год – 74%, 2012 год – 76%).