Понедельник
19.04.2021
14:33
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Условия по организации питания обучающихся:
Всего ответов: 292
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
...
...
...
МДОБУ д/с № 19 "Мишутка"

Повышение качества усвоения знаний воспитанниками посредством формирования у них познавательной активности и познавательного интереса.

Лучше всего дети усваивают новое,

 когда они учатся со смыслом,

 сразу же применяя полученные знания на практике.

Рани Суппиан.

1.     Актуальность

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования в целом. Реформирование системы образования, несомненно, отразилось и на требованиях к дошкольному образованию. Федеральные государственные требования, вышедшие в 2009 году, поставили перед педагогами-дошкольниками задачу: воспитать любознательного и активного дошкольника, интересующегося новым, неизвестным в окружающем мире; дошкольника, который любит экспериментировать, задавать вопросы,  принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Так, передо мною, возникло противоречие: между потребностью общества в активном и творческом ребенке – познавателе мира и сложившейся системой дошкольного образования, где ребенок, получающий готовые знания от взрослого, в процессе познания играет пассивную роль.

Изучив ФГТ и задумавшись над вопросом, что я должна изменить в своей работе, чтобы мои выпускники соответствовали требованиям времени, я вспомнила слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Ответ на мой вопрос лежал на поверхности – необходимо просто использовать все то ценное, что есть в педагогике, все то, что близко ребенку, дополнив его новым, свежим, интересным для современного ребенка. А что самое ценное для малыша? Конечно – игра, исследовательская и творческая деятельности.

Что нового необходимо добавить, чтобы процесс воспитания и развития ребенка был более успешным?

Ну конечно современные технологии, и в первую очередь – информационно-коммуникационные технологии, без которых сейчас просто невозможно быть успешным педагогом.

Вот так и сложилась моя система, которую можно представить в виде формулы:

  

активный ребенок с мотивацией познания мира. 

Цель моей педагогической деятельности:  создание оптимальных условий для развития творческой личности, направленной на активное познание окружающего мира и умеющей мыслить самостоятельно, изобретательно и продуктивно.

Задачи:

1.     Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.     Учить выделять существенные признаки объекта, рассуждать, проверять ход рассуждений путем экспериментирования.

3.     Воспитывать интерес к новому, инициативность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Новизна  состоит в удачном сочетании комбинаций известных технологий, методов и приемов, в едином процессе обучающих, развивающих и воспитывающих моментов.

Ведущей идеей преобразования процесса обучения дошкольников для меня стала идея обучения ребенка так, чтобы он не догадывался о том, что его обучают. Именно такой подход является залогом формирования активной позиции дошкольника в процессе познания, получения радости и удовлетворения от сделанных открытий.


2.     Теоретическая база опыта


Еще великие педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский развивали идеи педагогической деятельности при разумной трате сил и времени, поиска целостной системы мер по созданию оптимальных методов обучения, воспитания и развития ребенка.

Концептуальной основой изменений в моей педагогической системе стали мнения следующих ученых:

- Н.Н. Подъякова который считал, что экспериментирование – метод, близкий к идеальному в формировании познавательного интереса у дошкольников.

- директора Московского института новых технологий образования Е.И. Булина-Соколова, который утверждает, что ИКТ-технологии изменяют содержательную часть образования и стимулирует творческую активность педагога и самостоятельную деятельность ребенка.

- Л.А. Венгера, Е.И. Тихеевой, которые высоко ценили дидактическую игру и  утверждали, что дидактические игры позволяют дошкольнику не только усвоить знания и умения, но и развить  те или иные способности.

3.Технология опыта

Исследования педагогов и психологов А.В. Запорожца, Н.Н. Подьякова, П.Я. Гальперина показывают, что продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того, КАК организован процесс обучения. 

С целью наибольшей эффективности усвоения знаний дошкольниками, я использую познавательно-исследовательскую деятельность. За время моего небольшого опыта работы выработала свою систему по данному направлению и упорядочила технологию проведения детских экспериментов, разработала технологические карты проведения опытов, собрала картотеку опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство применения метода экспериментирования вижу в том, что в процессе эксперимента:

 дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и о его взаимоотношениях с другими объектами;

§  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации и обобщения.

§  развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

§  развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности

А самое главное  в том, что в процессе его осуществления, ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении и получает знания самостоятельно при положительном эмоциональном фоне, что конечно сказывается на качестве усвоения данных знаний.

Знания, полученные не от кого-то, а добытые самостоятельно, всегда  являются осознанными и более прочными. 

Планируя и организуя свою работу по детскому экспериментированию, опираюсь на возрастные особенности воспитанников.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно этот возраст становится сенситивным в формировании познавательного интереса. А чтобы интерес возник – необходимо предложить ребенку что-то захватывающее.

Ну что может быть интереснее, чем опыты и эксперименты, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно тогда ребенок наиболее активен в приобретении знаний. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  Почему апельсин очищенный тонет, а в кожуре – нет? Как растут растения?  Почему из сухого песка нельзя слепить дом? И т.д.

Чем разнообразнее и интен­сивнее поисковая деятельность, тем боль­ше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивает­ся.

Исследуя, ребенок получает знания в определенной логической последовательности. Так, вода, вынесена на мороз, сначала покрывается коркой, кусочками льда, а затем становится льдом; лед, когда его подогревать, становится холодной водой, потом теплой, горячей и паром; пар охлаждают, он стекает по холодному предмету и снова становится водой.

У детей формируются четкие осознанные представления: вода и лед - одни и те же вещества, которые изменяются в зависимости от условий. Каждая из них при этом имеет особенности: лед - твердый, хрупкий, его можно порубить, он занимает определенный объем, вода - жидкость не имеет постоянной формы, приобретает такую, в каком сосуде находится.

Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. В морозную погоду выносим две бутылки с водой: одну ставим на снег, а другую зарывают в снег. В конце прогулки обращаем внимание детей на то, что вода в бутылке на поверхности снега замерзла и превратилась в лёд, но для детей становится загадкой, а что же случилось с водой, которая зарыта в снег. Когда откапывают, то видят, что там вода не замёрзла. Дети приходят к выводу: всё, что закрыто снегом, надёжно защищено от холода. Снег обладает защитными свойствами.

При знакомстве со свойствами песка и глины, мои воспитанники рассматривают песок через лупу. Они наблюдают и описывают крупинки (они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга.) Затем играем. Ветер подул, и крупинки разлетелись в разные стороны. Дети делают вывод, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. С детских лет формирую у детей уважение и интерес к научной, познавательной деятельности. Дети всегда с нетерпением ждут такие занятия, спрашивая: "Когда мы опять будем, как «волшебники»?

Во время прогулок и свободной деятельности делаем цветные льдинки, выращиваем фасоль, овес и наблюдаем за процессом появления ростка, корней, смешиваем краски, исследуем бумагу, пластмасс, ткань и т.д. Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты  как: «Вода прозрачная», «Вода не имеет вкуса», «У воды нет запаха» «Вода жидкая, может течь», «Лёд - твердая вода», «Не все вещества растворяются в воде», «Необходимость воды для роста растений» и.т.д.

Исследование имеет существенное значение для будущей практической деятельности детей. Оно позволяет не только ориентироваться в характере работы, но и рационально спланировать свои действия.

Организуя поисково-исследовательскую деятельность, разработала несколько правил, которых строго придерживаюсь:

- никогда не предсказываю конечный результат опыта, ребенок должен самостоятельно увидеть результат и сделать вывод;

- не требую от детей идеальной тишины: работая с  увлечением, они должны быть раскрепощены;

- поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль;

- не критикую. Критика - враг творчества.

      - активно включаю дидактическую игру в процесс познания ребенком мира.

Справедливо утверждение, что самый большой недостаток педагога быть скучным, потому, что именно состояние скуки ослабляет возможность познания ребенка, а обучение приобретает для него характер неприятной навязанной ему утомительной работы. В связи с этим особое значение в моей работе приобрели игровые формы обучения детей, в частности – дидактические игры. Стремясь обучать своих воспитанников радостно и победно, изготовила множество дидактических игр: «Где используется пластик?», «Найди и расскажи о свойствах воды», «Свойства магнита», «Спрячь животное», «Смешивая, получаем» и т.д.Это позволило усовершенствовать и сделать более осознанным педагогический процесс и повысить эффективность усвоения программного материала, тем самым повысить интеллектуальный потенциал воспитанников.

В дидактических играх перед детьми ставлю различные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить содержание, последовательность действий, преодолеть трудности. Мои игры содействуют расширению у дошкольников представлений, усвоению и систематизации полученных знаний. Изучив свойства магнита, дошкольники в свободной деятельности собирают пазлы «Найди, что притягивается к магниту», познакомившись со свойствами бумаги, в дидактической игре узнают, где используется бумага и т.д..

Мою группу посещают воспитанники с разным уровнем развития. Есть и дети, которые недостаточно прочно усвоили программный материал второй младшей группы. Игры «Кто где живет», «Где чей ребенок» и другие позволяют вести коррекционную работу с этими воспитанниками. А эстетичность и красочность материала всегда являются хорошим побудителем к игровой деятельности. Ну и, конечно, играя, ребенок хочет поделиться со мной своими впечатлениями, рассказать о том, что он знает. Я всегда готова его выслушать, задать вопрос, «удивиться» его познаниям и обязательно восхититься сделанной работой. А в это время  - расширить его словарный запас, развивать коммуникативные способности, поработать над грамотностью речи. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения в школе. Игры позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым», а я для него в игре – партнер, а не все взрослый, оценивающий его знания. Решая игровые задания, дошкольники всегда радуются полученным результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Так, без назиданий и наставлений, идет обучение и развитие наших малышей. И в этом неоценимую помощь мне оказывают игры.

Но я не смогла бы быстро реагировать на потребности ребенка в новой информации, в новой игре, если бы не информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в мою жизнь, стали неотъемлемой частью моей работы.  Их использование открыло широкие возможности, органично  дополнив традиционные формы работы, и расширило возможности взаимодействия с коллегами.

Где и как информационно-коммуникационные технологии помогают мне в работе?

- в подборе иллюстративного материала к совместной организованной образовательной деятельности, для оформления стендов, группы;

- в подборе дополнительного познавательного материала;

- в обмене опытом, знакомстве с наработками  и опытом других педагогов;

- в создании игр.

С этой целью освоила программы AdobePhotoshop, PuzzlePro. Теперь к любому занятию, по любой теме мне не составляет труда создать новую дидактическую игру, разбить ее на пазлы и предложить детям в качестве закрепления новых знаний. А использование фильмов сделали образовательную деятельность с детьми более яркой и динамичной, показывая явные преимущества перед традиционными средствами обучения. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывают затруднения. Изучая свойства апельсина, мы познакомились с тем, где произрастает этот фрукт, как его выращивают, собирают и т.д. Моя видеотека пока не велика, но, надеюсь, будет быстро пополняться новыми видеосюжетами.

ИКТ использую на любом этапе совместной организованной деятельности:

- в начале образовательной деятельности для создания проблемной ситуации;

- как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

- для контроля усвоения материала детьми.

   Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, соблюдаю заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».  При планировании деятельности учитываю:

- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил,

- правильно определяю дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности,

- избегаю случайности применения ИКТ, перенасыщения анимацией, слайдами, рисунками.

Неоспоримым достоинством использования информационно-коммуникационных технологий считаю возможность непременно быть услышанным и понятым своими единомышленниками, возможность знакомства с ценным опытом коллег и распространения собственного опыта. С этой целью зарегистрировалась и имею свою страничку на сайте maaam.ru, который является практически энциклопедией разнообразной необходимой педагогам дошкольного образования информации. Здесь я  размещаю информацию, которая может быть полезной другим педагогам, а так же пользуюсь сведениями, уже размещенными коллегами и единомышленниками. Присоединившись к участникам сайта, я никогда не остаюсь без внимания или без ответа на волнующий меня вопрос!

4.     Результативность

 Разумное сочетание  давно используемых и современных методов и приемов сделали успешной работу по развитию познавательного интереса у дошкольников.

Наблюдения показывают:

-  дети стали проявлять инициативу и творчество  в решении проблемных задач:  видеть проблему, высказывать гипотезу самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя (приложение 1);

- для деятельности в исследовательском центре 58% воспитанников уже осознанно выбирают материалы и предметы в соответствии с их качествами, свойствами, назначением, умеют пользоваться технологическими картами, остальные дети – при высоком интересе к исследовательской работе, еще не могут спланировать и скоординировать свою работу, их деятельность в исследовательском уголке носит спонтанный, хаотичный характер (приложение 2);

- интерес к самостоятельной деятельности в уголке исследований вырос, практически 90 % воспитанников в течение дня ведут какую-либо работу в нем;

-  дошкольники стали активнее интересоваться явлениями живой и неживой природы, предлагать собственные исследования, количество вопросов, задаваемых детьми, значительно возросло (приложение  3);

- использование данных методов способствовало расширению представлений воспитанников о свойствах различного материала, предусмотренного программой. Уже сейчас 76% детей имеют достаточный уровень знаний по разделу программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» (приложение 4);  

- у детей активизировалась мыслительная деятельность. 43% воспитанников опираются на собственный опыт в решении интеллектуальных задач, отбирают способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов, устанавливают зависимость между объектами и явлениями, пытаются проанализировать ситуацию и прогнозировать решение (приложение 5);

-  речевое развитие воспитанников так же положительные результаты: 22% воспитанников пользуются различными терминами, грамматически правильно строят свои ответы на вопросы, умеют задавать вопросы, следят за логикой своего высказывания (приложение 6);

- на 13 % увеличилось количество воспитанников, проявляющих большую инициативность во время образовательной деятельности, интерес к сотрудничеству с другими, имеющих потребность отстаивать свою точку зрения.

А самое главное – им интересен сам процесс обучения, от которого они получают радость и удовлетворение.