Непосредственно
образовательная деятельность с воспитанниками средней группы
«Путешествие
в прошлое бумаги»
Задачи:
1. Дать первоначальные
знания об истории возникновения бумаги.
2. Учить детей
анализировать, делать простейшие умозаключения.
3. Активизировать в речи
детей слова, обозначающие свойства различных материалов.
4. Воспитывать бережное отношение к
бумаге.
Воспитатель: Ребята, а
вы любите рисовать? А на чём мы с вами рисуем? (Ответы детей). Правильно, на
бумаге. А как вы думаете, всегда ли люди
рисовали только на бумаге? Ребята, я сегодня
приглашаю вас в музей. Что такое музей?
Дети: Это место где
показывают разные предметы и рассказывают о них.
Воспитатель: Совершенно
верно. Сегодня, мы отправимся в музей, где узнаем прошлое бумаги. Для этого мы
с вами закроем глаза и тот, кого я коснусь рукой, в тот же час окажется в
музее:
Вокруг вас я обойду,
Вас в музей я отведу.
Раз, два, три, четыре,
пять –
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Ребята,
вот мы с вами и в музее. Давайте пройдём к первому экспонату. Что это?
Дети: Камень.
Воспитатель: А как вы
думаете, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей).
Воспитатель:
Давным-давно когда люди жили в пещерах, им необходимо было общаться между собой,
что-то записывать, и для этого они стали использовать камень. На камне они
высекали (вырубали) разные знаки и изображения. (Показ слайдов с комментариями
воспитателя). Как вы думаете, удобно ли было людям на нём писать? (Ответы
детей).
Воспитатель: А почему?(Ответы
детей).
Воспитатель: Правильно.
Камень, хоть и прочный, но неудобный материал для письма и рисования, так как
он твёрдый и тяжёлый. На нем очень сложно рисовать и трудно переносить на
дальние расстояния.
Воспитатель: Ребята,
давайте посмотрим на следующий экспонат. Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Это
глиняные дощечки. Так как на камне было неудобно и сложно писать, люди стали
искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Я
предлагаю вам сравнить глину и камень и определить их свойства.
Воспитатель: Камень
какой? (Твёрдый, тяжёлый). А глина? (Хрупкая, лёгкая).
Воспитатель: Из глины
можно сделать тетрадь или книгу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она
хрупкая, сломается.
Воспитатель: Пройдёмте
к следующему экспонату. Что это?
Дети: Ткань.
Воспитатель: А для чего
она нужна?
Дети: На ней можно
писать.
Воспитатель: Я
предлагаю вам, сложить ткань пополам и нарисовать на ней что-нибудь. (Дети
выполняют).
Воспитатель: Вам удобно
было на ткани рисовать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, на
ткани рисовать очень трудно, потому что ткань растягивается, рисунок
расплывается и отпечатывается на другой стороне.
Воспитатель: Посмотрите
на следующий экспонат – это береста. Наши предки, которые жили в Древней Руси,
писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры.
Воспитатель: Я
предлагаю вам попробовать на ней что-нибудь написать. Удобно писать на бересте?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята,
давайте с вами попробуем сложить бересту пополам и сделать из неё обложку для
книги. Получилось?
Дети: Нет, она
сломалась. Береста хрупкая.
Воспитатель: Писать на
бересте было удобно, но для книг она не годилась, так как береста хрупкая и
ломается.
Воспитатель: Давайте, пройдём
к следующему экспонату. «В древние времена из далёкой восточной страны – Китая
– купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была
бумага. Именно в Китае впервые научились делать бумагу». Возьмите бумагу в руки
и скажите мне, какая была по качеству первая бумага?
Дети: Жёлтая, тёмная,
плотная, шероховатая.
Воспитатель: Правильно.
И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить её
качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобные в использовании и
несложные в изготовлении.Давайте рассмотрим современные сорта бумаги (Показ
образцов современных видов бумаги).
Воспитатель: Как люди
используют бумагу?
Дети: На бумаге пишут,
рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы, книги.
Воспитатель: Молодцы,
ребята. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое бумаги и пора нам из музея
возвращаться в детский сад. Встаем в кружок, закрываем глазки и к кому я
прикоснусь рукой, тот окажется обратно в детском саду.
Вокруг вас я обойду,
В детский сад вас
возвращу.
Раз, два, три, четыре,
пять –
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Вам
понравилось, наше путешествие в прошлое бумаги? Что вы узнали нового? Я
предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разложи по порядку». Я раздам
вам карточки, на которых изображены предметы (камень, глиняная дощечка,
береста, ткань, бумага), вам необходимо расположить их по порядку. Что было сначала,
что изобрели потом и т.д.
Литература:
Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для
дошкольников. – М., 2011
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013
Дыбина О.В.Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – М., 2013